Потемкинские деревни — образ, знакомый любому иностранцу по книгам о России. Проходя через историю, он стал образом страны — негласных разграничений в ее политике, экономике и культуре. Показуха, выдача желаемого за действительное, страх перед начальством издавна делят российскую действительность на две реальности — официальную и человеческую. Что скрывается за забором в инсталляции Надежды Анфаловой? Подлинная радость или неизбывная печаль? Новая жизнь или скучная смерть? Еще одна реклама или бессмысленный склад забытых вещей? Или важнее то, кто стоит перед забором, по эту сторону? То, какое место в реальности выбирает стоящий перед потемкинским забором зритель? Забор, граница, преграда — сколько еще синонимов есть в русском языке? Материализуя идею разграниченности, отделенности (опять много синонимов), работа Надежды Анфаловой задает более глобальный вопрос: Почему сама пустота всегда так страшит и кому-то всегда страшно показать ее присутствие?
Дмитрий Озерков